#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи: рецензия на книгу Михаила Булгакова «Театральный роман»
Друзья!
Мы продолжаем рассказывать о прочитанном.
Сегодня, к 130-летию со дня рождения Михаила Булгакова, Мария Мадьярова рассказывает о не столь известном, но не менее интересном произведении писателя "Театральный роман"
Приятного чтения!
Другие отзывы можно найти в разделе "Статьи" социальной сети Вконтакте.
Рецензия на «Театральный роман» Михаила Булгакова
Сегодня мне хочется напомнить читателям (а кому-то, может быть, и открыть) произведение Михаила Булгакова «Театральный роман». Написано оно в 36–37-х годах прошлого столетия – не самое благополучное время в жизни автора (впрочем, как и всегда!). Мне кажется, этот роман незаслуженно оказался в тени других его произведений.
В «Театральном романе» – судьба писателя, отчасти судьба и самого Булгакова. Герой в книге выведен под фамилией Максудов. Этот умный, тонкий и впечатлительный человек обладал волшебным даром воображения и изображения.
Работая в журнале «Пароходство», он написал роман, который хоть и с трудом, но все-таки удалось издать. Когда Максудов увидел свое произведение напечатанным, то начал читать книги современных авторов: ему захотелось «узнать, о чем они пишут, как пишут, и в чем волшебный секрет этого ремесла»:
«Дважды я принимался читать роман Лесосекова «Лебеди», два раза дочитывал до сорок пятой страницы и начинал читать с начала, потому что забывал, что было в начале. Это меня серьезно испугало. Что-то неладное творилось у меня в голове – я перестал или еще не умел понимать серьезные вещи».
И вот к каким выводам он пришел: «Однако грусть и размышления мои по поводу моего несовершенства ничего, собственно, не стоили, по сравнению с ужасным сознанием, что я ничего не извлек из книжек самых наилучших писателей, путей, так сказать, не обнаружил… И, как червь, начала сосать мне сердце прескверная мысль, что никакого, собственно, писателя из меня не выйдет. И тут же столкнулся с еще более ужасной мыслью о том, что… а ну, как выйдет такой, как…»
А далее не обошлось без характерной для Булгакова мистики; новоиспеченный писатель пережил шок и неожиданно для себя обнаружил, что начал писать пьесу…
Надо сказать, что здесь он и проявил свой талант блеском слова, остроумными диалогами, головокружительной интригой. Мир театра представлялся ему прекрасным и загадочным. Это впечатление у него не изменилось, даже когда он попал за кулисы.
И вот тут-то началась та самая история, которую я бы назвала театром абсурда, рассказанная в свойственной Булгакову манере фельетона, гротеска, но с точными психологическими зарисовками.
Автор пьесы, естественно, желал, чтобы она была поставлена в театре, но ему пришлось многое испытать, пока он этого добивался… Главная интрига состояла в том, как ему настоятельно предлагали изменить в пьесе некоторые места и детали и как невозможно было ему на это пойти.
Таким образом, он оказался перед дилеммой: уступить (и пьеса будет поставлена) или стоять на своем… Как все же поступил Максудов? Читатели могут пофантазировать на эту тему, но Булгаков остался верен себе и оставил в романе открытый финал. Есть над чем поразмышлять.
Содержание я, конечно, пересказывать не буду, да и сделать это просто невозможно! А возможно еще раз восхититься стилем и словом мастера:
«На неприличный вопрос я получил и соответствующий ответ…», «Я подумал о том, что не худо бы было и на нее попытаться произвести хорошее впечатление, благо это заодно, и отвесил вежливый поклон, но он как-то прошел незамеченным», «Из-за вас я нахамила не тому, кому следует!», «Я решил так: крахмальный воротник, галстук синий, костюм серый. Последнее решить было нетрудно, ибо серый костюм был моим единственным приличным костюмом».
И, по своему обыкновению, хочу сделать вывод из этой истории: все мы, конечно, зависим от внешних обстоятельств, но Булгаков показывает нам, что человеку нужно зависеть только от самого себя, от внутренней силы и свободы, а не надеяться на случай, везение или чье-то покровительство.
Очень жизнеутверждающий и духоподъемный роман! И в этом его исключительная актуальность, особенно сейчас, когда мы переживаем не лучшие времена.
Читайте классику и будьте счастливы!