16 Яростных читателей: рецензия на роман Генрика Сенкевича «Огнем и мечом»

10.01.2022

ВРЕМЯ ЧИТАТЬ

#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи!

Продолжаем рассказывать о прочитанном!

Сегодня Никита Петрушин расскажет о романе Генрика Сенкевича «Огнем и мечом».

Генрик Сенкевич – один из самых издаваемых польских писателей, лауреат Нобелевской премии по литературе «За выдающиеся заслуги в области эпоса». «Огнем и мечом» – его дебютный роман, открывающий историческую трилогию о Речи Посполитой. Роман имел невероятный успех: его читали повсюду, автору приходили сотни писем от читателей, о героях книги говорили как о живых людях, а после смерти одного из них в стране наступил траур.

Ну и как после такой характеристики я мог проигнорировать это произведение?

Хотя к чтению приступал с некоторой опаской: в конце концов, язык художественной литературы XIX века сам по себе специфический, а тут еще и исторический роман о событиях века XVII – велика была вероятность, что автор увлечется стилизацией и книга окажется для меня нечитаемой. Но я ошибся: несмотря на вкрапления латыни и украинского, текст воспринимается очень легко.

Сюжет «Огнем и мечом» повествует о первых двух этапах восстания Богдана Хмельницкого – до подписания Зборовского мира. В романе четыре центральных персонажа: пан Ян Скшетуский, влюбленный в княжну Елену Курцевич (за сердце которой также борется необузданный и жестокий атаман Богун); гуляка и пройдоха Ян Заглоба – главный комический персонаж; пан Михал Володыёвский – «маленький рыцарь», великолепный фехтовальщик и мужчина, что ни одной юбки не пропустит; литвин Лонгинус Подбипятка, давший обет безбрачия до тех пор, пока не повторит подвиг предка и не срубит в битве три головы одним ударом.

И эта честная компания участвует в страшных и кровавых событиях 1647–1651 годов.

Стоит отметить, что, хотя Генрик Сенкевич несколько умаляет личность Хмельницкого и демонизирует казаков, он все же дает читателю понять, какие идеи движут предводителем восстания: «Земля-кормилица, земля-матушка, землица родимая, а кто тут в завтрашнем дне уверен? Кто тут счастлив? Кто веры не лишен, свободы не потерял, кто тут не плачет и не стенает?» Однако симпатии писателя очевидно на стороне подавителя мятежа – князя Иеремии Вишневецкого – и поляков в целом. Кому-то такая однобокость может не понравиться (к тому же в России Богдан Хмельницкий считается освободителем украинского народа от гнета Речи Посполитой), но книгу Сенкевич писал в тяжелый для своей страны период, потому стремился воодушевить свой народ, а значит, подобную интерпретацию событий остается только понять и принять.

Само восстание и военные действия в романе показаны настолько ярко, что они зачастую затмевают приключения главных героев. А чем сильнее бунт разгорается, тем больше описывается всяческих непотребств, которые творит обретший вседозволенность люд: некоторые сцены настолько жестоки, что запросто подошли бы роману ужасов. А описание схватки с исполином Иваном Бурдабутом, пожалуй, лучшее из всех, что я читал в принципе.

Помимо живописания войны со всеми ее трагедиями, в книге имеются и уморительные авантюрные эпизоды. Например, как пан Заглоба сражался с упавшим на него флагом, думая, что его взяли в плен. Да и вообще, он – один из самых ярких персонажей романа, и занят в основном не сражениями, а подтруниванием над всеми подряд.

 Но без недостатков роман не обошелся. Так, после катарсиса в конце первой части, сюжет резко теряет напряжение и на сто с лишним страниц становится нудятиной про политику. И не то чтобы мне было интересно только восстание… Но когда накал страстей возрастает, а затем внезапно и надолго пропадает – это фрустрирует. Да, в реальности восстание Богдана Хмельницкого тоже проходило в несколько этапов, со значительными перерывами, но здесь-то у нас художественное произведение, период застоя можно было и подсократить.

Кроме того, условный главный герой романа, пан Скшетуский, довольно безлик, а его терзания по княжне Елене выглядят слишком уж незначительными по сравнению с остальными событиями, но тем не менее пронизывают роман от начала до конца. Впрочем, приключения его товарищей, Заглобы и Михала Володыёвского, заскучать не дают, а потому сердечные страдания пана особо не раздражают.

Кому я могу порекомендовать этот роман? Да всем, кто любит захватывающие сюжеты и какой-никакой историзм. «Огнем и мечом», конечно, не серьезный исторический роман, а по большей части приключенческий, но ему все равно удастся погрузить вас в ужасные и великие события, происходившие на Украине в середине XVII века, а это не каждому произведению под силу.